Дата публикации 21.08.2009

Самая масштабная достопримечательность Москвы – Московский метрополитен. Это не просто разветвленная транспортная система, а целый подземный город со своим ритмом, жителями, законами и легендами. Ежедневно здесь бывают миллионы москвичей и гостей города с одной лишь только целью: как можно скорее добраться до места назначения своей поездки. И действительно, Московское метро экономит всем этим людям время, гарантирует от опозданий на работу, на поезд, на самолёт. Замечено, что на метро по Москве можно перемещаться быстрее, чем на любом другом виде транспорта, включая легковой автомобиль, поскольку наверху Москва давно задыхается в пробках, но под землёй зато движется чётко, как часы. И не стоит расстраиваться по поводу того, что, пользуясь метро, не полюбуешься столицей. Ведь и сам по себе Московский метрополитен – явление, достойное внимания. Хотя бы просто потому, что почти все, кто здесь оказывается, не замечают его красоты и удивительных особенностей, ибо слишком спешат. А остановиться – стоило бы. Московскому метро можно посвятить целый день, и за этот день увидеть так много интересного, что позавидует любой музей, и что сделает честь любому путешествию.

Совет от портала mapofmoscow.ru

Экскурсия по Московскому метро – самая удивительная и самая продолжительная из всех московских экскурсий за самые маленькие деньги. Ее стоимость равна стоимости одной поездки в метро.
Если Вы решите посвятить свободный день подземному путешествию по Москве, заранее разработайте маршрут по заинтересовавшим Вас объектам, о которых рассказывается в этой статье.
Чтобы удивить друзей, которых возьмете с собой на эту прогулку, можете поиграть с ними в такую игру: скажите им, что угадаете, каким голосом будут объявляться остановки в каждом новом поезде – мужским или женским. Мало кто знает, что на радиальных линиях в сторону центра станции объявляются мужскими голосами, а от центра – женскими. А на Кольце по часовой стрелке вещают мужские голоса, а против часовой – женские.
Дешевле всего перекусить в метро можно в почти что советских буфетах:

  • на «Киевской» Арбатско-Покровской линии, в начале платформы, если ехать в сторону «Смоленской»,
  • на «Войковской», выход у последнего вагона из центра, между лестницей и турникетами, налево,
  • на «Арбатской» (Филевская ветка), последний вагон из центра,
  • а также в «метро-ресторане» на станции «Проспект Мира»-кольцевая.

Итак, Московский метрополитен – величайший транспортный узел, состоящий из 12 подземных и надземных линий электропоездов протяженностью 292 км. со 177 станциями на глубине до 84 м. За год поезда Московского метро перевозят более 2,5 млрд. пассажиров. Ежедневно, с 5:25 до 1:00 на линии Московского метро выходит 3,5 тыс. вагонов, которые движутся составами по 6–88 вагонов с интервалом от 90 сек. и со средней скоростью 41 км/ч.

Московское метро – это памятник истории и открытый музей соцреализма. Первые станции были построены в 1935 г., во времена, когда коммунистическая идеология была ключевым элементом жизни. И, поскольку строительство Московского метро имело не только экономический, но идеологический смысл в рамках международной политики, его постарались сделать самым красивым и величественным в мире. Во многом это удалось, и старейшие станции Московского метрополитена до сих пор поражают воображение своей помпезностью и богатой отделкой. Каждая из этих станций построена по оригинальному проекту, отделана в собственном стиле и имеет свою историю, неотделимую от истории Москвы. Судя по опросам москвичей, самой красивой станцией Московского метро большинство из них считают станцию «Маяковская», построенную 1938 г. по проекту Алексея Душкина и получившую Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. За право называться красивейшими с ней соперничают станции «Новослободская», «Площадь революции», «Электрозаводская», «Комсомольская»-кольцевая, «Киевская»-радиальная», «Киевская»-кольцевая, «Новокузнецкая», «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.

Метро живёт своей жизнью, похожей и непохожей на жизнь Москвы. Здесь несёт службу своя милиция, есть свои магазины, рестораны, специальные службы, трудятся уборщики, техники, ремонтники, инженеры, электрики, путейщики, регулировщики… Всего здесь работают 37,5 тыс. человек. При таких масштабах, таком огромном количестве сотрудников и клиентов, метро обрастает своими тайнами и легендами. Например, есть поверье, что в метро живут крысы-мутанты размером с собаку. А самих бездомных собак в Московском метро проживает около 500, кормятся они попрошайничеством в переходах и даже в вагонах, причем ночуют на одних станциях, а промышляют на других. Существуют интересные свидетельства и целые исследования о секретном метро, соединяющем Кремль с бункерами, военными базами и аэропортам. Официально эта версия не подтверждалась, но многочисленные наблюдения и рассуждения по этому поводу находят среди романтиков горячую поддержку. Говорят, в Московском метрополитене есть станции, которые были построены, но никогда не были открыты, например, станция «Советская» под Моссоветом. Есть и станции, исчезнувшие навсегда. Например, «Первомайская» (другая, не та, что открыта сейчас) и «Калужская», бывшие когда-то конечными, а потом закрытые после продолжения линий. Истории о прорывах воды, взрывах, авариях в туннелях и поломках эскалаторов обросли легендами и теперь активно муссируются москвичами в кухонных разговорах со своими гостями. Слухи о том, что в Московском метро работает единственная женщина-машинист и единственный машинист-африканец выглядят самыми правдоподобными из всех подземных баек Москвы.

Однако на фоне слухов имеется целый пласт интересной информации и полезных навыков, которые помогут в подземных путешествиях каждому, кто решит посвятить день знакомству с Московским метро.

  • Например, потерянная вещь может отыскаться в подземном Бюро находок. Оно находится на станции «Университет», в южном вестибюле (выход из центра зала).
  • При падении на рельсы нельзя лезть с них на платформу, т.к. сбоку под платформой проходит контактный рельс, и напряжение между ним и обычным рельсом составляет 850 вольт. При приближении поезда нужно лечь в углубление между рельсами, а потом пройти в конец станции.
  • Двери вагонов всегда останавливаются на одном и том же месте, поэтому тем, кто хочет попасть в вагон первым, следует посмотреть под ноги и встать на одном из потертых участков ограничительной линии.
  • Любителям заниматься сексом в необычных местах можно посоветовать утренние или ночные часы в крайних вагонах на самых длинных перегонах между станциями на ответвлении Филёвской линии в сторону Международной, а также на новых участках Арбатско-Покровской линии между «Парком Победы» и «Кунцевской», между «Крылатским» и «Строгино». В распоряжении поклонников экстрима здесь будет около 7,5 минут.

Достопримечательности Московского метро, которые стоит посмотреть:
— «Музей метро» находится на станции «Спортивная», в южном вестибюле. Работает ежедневно с 9:00 до 16:00, в понедельник – с 11:00 до 18:00, суббота и воскресенье – выходные. Экскурсии проводятся по предварительной записи. Адрес: ул. Хамовнический вал, д. 36, в помещении станции метро «Спортивная». Тел. (495) 622–73–09.
— В секретный бункер на Таганке, расположенный на глубине 60 м. и рассчитанный на 5 тыс. человек, можно попасть со станции «Таганская-кольцевая» через отдельный тоннель. Теперь бункер рассекречен, в нём располагается «Музей «холодной войны». Работает без выходных, но экскурсии проводятся только по предварительной записи. Адрес: 5-й Котельнический пер., д. 11, офис 3, тел. (495) 500–05–54.
— На станции «Киевская-кольцевая» красноармеец, один из персонажей мозаичного панно, посвященного русско-украинской дружбе, сидит за ноутбуком и разговаривает по мобильному телефону.
— Единственный фонтан в Московском метро действует в переходе между станциями «Площадь Ильича» и «Римская».
— Особого внимания заслуживает две первые в России дополнительные разновидности Московского метро:

  1. Бутовское лёгкое метро (пересадка со станции «Улица Старокачаловская» Серпуховско-Тимирязевской линии и «Битцевский парк» Калужско-Рижской линии),
  2. Монорельсовая дорога (пересадка на станции метро «Тимирязевская», за отдельную плату). Впечатления от красивых видов Москвы и необычного с технической точки зрения транспорта гарантированы.

— Наземные участки линий метро дают прекрасную возможность полюбоваться Москвой на Филёвской линии (7 станций между «Студенческой» и «Кунцевской» и открытый метромост между «Смоленской» и «Киевской», с Бутовской линии лёгкого метро, почти полностью проведенной по поверхности, на Таганско-Краснопресненской линии (станция «Выхино» и перегон между «Текстильщиками» и «Волгоградским проспектом»), на Арбатско-Покровской линии (наземные станции «Измайловская» и «Кунцевская»).
— В Москве есть несколько метромостов через реки, каждый из которых представляет собой любопытное инженерное сооружение. Это уже упомянутый Смоленский метромост Филёвской линии, метромост через Яузу на Сокольнической линии (между «Преображенской площадью» и «Сокольниками»), метромост на Замоскворецкой (между «Автозаводской» и «Коломенской») и крытый метромост, на нижнем ярусе которого расположена станция «Воробьёвы Горы». Во всех остальных случаях пересечения с реками линии Московского метро проложены в туннелях под русом реки.
— На станции «Площадь революции» установлено 76 скульптур из бронзы. Одна из них изображает красноармейца – у него регулярно воруют пистолет. Другая, изображающая пограничника с собакой, согласно поверью, исполняет желания. Для этого надо потереть нос собаке.
— В Московском метрополитене есть 3 станции с кросс-платформенными пересадками – «Третьяковская», «Китай-город», «Каширская». Поезда с разных линий приходят сюда на одну платформу. Выглядит это для новичков жутковато: кажется, что оказался не там, где ожидал. Две станции с тремя путями («Партизанская» и «Полежаевская») производят аналогичное впечатление.
— Самая глубокая станция Московского метрополитена – «Парк Победы» – находится на глубине 84 метра под поверхностью земли.
— Многие станции Московского метро, если приглядеться, представляют собой самый настоящий палеонтологический музей. Облицованные мрамором и гранитом, они дают возможность увидеть красивейшие окаменелости разных далёких эпох. Маршрут палеонтологической экскурсии по Московскому метро:

  1. станция «Добрынинская» – раковина головоногого моллюска наутилуса и множество морских лилий, обитателей морей каменноугольного периода,
  2. станция «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии – морские лилии,
  3. при входе на станцию «Библиотека им. Ленина» с «Боровицкой» – раковина брюхоногого моллюска в желтовато-бежевом мраморовидном известняке возрастом около 300 млн. лет.
  4. станция «Красные ворота» – колонии кораллов,
  5. колонны станции «Комсомольской»-радиальной – морские лилии, колонии кораллов и раковины моллюсков-двустворок,
  6. переход от «Комсомольской»-кольцевой к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам – наутилусы и морские лилии,
  7. переход с «Курской»-кольцевой на «Курскую» Арбатско-Покровской линии – брюхоногий моллюск и колония кораллов,
  8. станция «Электрозаводская» – колонии кораллов четырех видов, наутилусы, раковины брахиопод, членики морских лилий и игла морского ежа,
  9. станция «Площадь революции» – колонии кораллов до метра в диаметре, двустворчатые моллюски рудисты,
  10. станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии – раковина брахиоподы ок. 20 см. в диаметре на нижней часть пилонов,
  11. станция «Парк Победы» – аммониты и белемниты мезозойской эры (80–1100 млн. лет назад).

Московский метрополитен – действительно грандиозная достопримечательность Москвы. Оказывается, она может быть одинаково интересна каждому: и тем, кто приехал в Москву впервые, и тем, кто спускается в метро каждый день. Нужно лишь приглядеться.

Все статьи на тему «Досуг»

 

Отправить ссылку на статью в чат или на e-mail:

Отправить ссылку на статью в ЖЖ:

Отправить ссылку на статью на форум:

id="col2_top"
id="center_menu3"
id="col3_top"

Видите неточность или опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter – Ваши исправления внесет администратор сайта.